Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Довольны ли Вы качеством образовательных услуг?
Всего 42 человека

Адаптация вновь поступивших детей

Дата: 4 июня 2015 в 08:26, Обновлено 4 июня 2015 в 08:26
Автор: Ясюк Т. И.

Дошкольное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Главной задачей ДУ является всестороннее развитие личности ребенка.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, о которых должны знать родители.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на то, что чем раньше ребенок отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен  в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

 Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, чем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолевать не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях -7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.

Первый этап подготовки детей в ДУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организации родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Второй этап подготовки ребенка к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

-индивидуальные консультации;

- посещение адаптационной группы кратковременного пребывания, занятий в «Материнской школе»;

- знакомство родителей с соответствующей литературой по адаптации;

Главное на этом этапе – это знакомство ребенка с дошкольным учреждением, привыкание к режиму. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья ребенка.

Основные принципы работы по адаптации детей:

  1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
  2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 детей в неделю).
  3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
  4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду.
  5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у ребенка привычек.
  6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Показатели адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения:

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;

подострый (адаптации). В рамках этого периода ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), развиваются            игровая деятельность и речевая активность;

- компенсации  (адаптированности к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного – 10-15 дней)

- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней);

- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;

- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливается в течение 20-40 дней, речевая активность 930-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило дети заболевают в течении первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.